Психологическая безопасность детей и подростков

Психологическая безопасность детей и подростков

Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства — один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий — обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей, возникает практически в каждом поколении и представляет собой столкновение взглядов и интересов.

Администрация муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области
215850, Смоленская область, п. Кардымово, ул. Ленина, д.14
8 (48167) 4-11-33
11.10.2022

Обеспечение среды для благополучного и безопасного детства — один из основных национальных приоритетов России, и одно из важнейших его условий — обеспечение психологической безопасности детей и подростков.

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей, возникает практически в каждом поколении и представляет собой столкновение взглядов и интересов.

Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами.
Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации, что делать, чтобы обеспечить его психологическую безопасность.

В подростковом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых асоциальных форм поведения, суицидального поведения. Общей причиной подросткового суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью,
разводом или уходом родителей из семьи.

Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т. ч. связанного с насилием в семье, ведь зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). Боязнь позора, насмешек или унижения.

Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.

Любовные неудачи.

Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.

Несмотря на то, что подростков в ситуации, с их точки зрения, неразрешимой переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Чтобы не упустить возможность помочь подростку, тем самым предотвратить формирующееся суицидальное поведение, нужно быть внимательными к этим «знакам»:
высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т. ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в интернете);
активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;
раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадежности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;

постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом, родителям необходимо:

Сохранять и поддерживать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход.
Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не оттого, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.

Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Стараться строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком.

• Рассказывать о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в том числе и о преодолении вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом быстрее.
• Не препятствовать подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, чтобы ребенок смог подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например, «Какие «за» и «против» этого решения?», «На что это больше
всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).
• Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).

• Поощрять физическую активность ребенка. Старайтесь не вынуждать подростка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с подростком, каким активным дополнительным занятием он хотел бы заниматься.

• Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка. Даже если вам кажется, что он «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение, через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

• Заботиться о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения. Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия).
• Поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.
• Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Семейные ритуалы можно и нужно трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.

• Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.).

ЧТО ДЕЛАТЬ В СИТУАЦИИ УГРОЗЫ?

• Поговорите с подростком, скажите ему, что вас беспокоят изменения его настроения, поведения, что вы его очень любите и хотите помочь.
• Задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить.
• Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Упоминайте о вещах, важных для ребенка, вспоминайте ситуации, когда ребенок был успешным, когда он справился с трудной ситуацией.

• Ищите конструктивные выходы из ситуации. Стройте совместные планы на будущее. Попросите ребенка совместно с вами поразмыслить над альтернативными решениями, которые, возможно, кажутся на первый взгляд невыполнимыми, абсурдными, которые еще не приходили подростку в голову.
Заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не будет предпринимать каких-либо действий, прежде чем не поговорит с вами, чтобы вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения.
Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, поговорите с классным руководителем, школьным психологом.
Не бойтесь обратиться за помощью к специалистам: психологу, психиатру, а также в службы экстренной помощи в трудных ситуациях: на Всероссийский Детский телефон доверия (8–800–2000–122), телефонную линию «Ребенок в опасности» Следственного управления следственного комитета РФ  по Смоленской области (8(4812) 67-66-00, 121, 123).

Подготовлено с использованием источника: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/4.Roditelyam-o-psihologicheskoj-bezopasnosti-detej-i-podrostkov-pamyatka.pdf

 

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

400x240
helloaddblock-fonda
helloaddblock-vk
helloaddblock_1160-krasnyj
dostizheniya-oblozhka_900

Услуги и сервисы

     

© Администрация муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области, 2009-2024


Яндекс.Метрика


Тел./факс: 8 (48167) 4-11-33
E–mail: web-kard@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 215850, Смоленская область,
п. Кардымово, ул. Ленина, д.14

При цитировании материалов в сети Интернет
гиперссылка на www.kardymovo.ru обязательна.

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!